Инклюзивное образование: урок любви и заботы

Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений. Однако наряду со знаниями и умениями, дети с особыми потребностями при такой системе получают шанс успешной социализации, а другие – учатся заботе и любви, передает официальный сайт акимата Астаны.




Флагманом инклюзивного образования среди детей дошкольного возраста можно назвать единственный в столице специальный детский сад № 64 «Асыл бөбек» для детей с особыми образовательными потребностями. Садик открыт в январе 2012 в рамках реализации государственной программы «Балапан». Здесь функционируют группы с казахским и русским языками обучения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, для детей с тяжелыми нарушениями речи и группа для детей с задержкой психического развития. 

Коррекционно-развивающая и воспитательная, лечебно-оздоровительная и восстановительная работа ведется слаженной командой детского сада. Дети занимаются со специалистами английским, казахским и русским языками, музыкой, физкультурой, занимаются с педагогом-психологом, логопедом, дефектологом. 

Здесь для малышей создана комфортная развивающая среда, где можно играть, общаться, избавляясь не только от сковывающего тело недуга, но и от страхов, неуверенности и одиночества.


О высоком профессионализме педагогов детского сада свидетельствуют высокие достижения их воспитанников. Одним из них является Даулеткелді Дінмухамбет. Совсем недавно Димаш стал победителем на международном конкурсе песни и танца детского творчества, посвященном Мукагали Мукатаева.


«Наш Дінмухамбет особенный. Он смог пройти нелегкий для ребенка путь: в детский сад три года назад он пришел на специальных ходунках, не мог самостоятельно передвигаться – диагноз ДЦП, спастическая диплегия. Наши педагоги, инструкторы ЛФК, психологи, логопеды, специалисты по Монтессори-педагогике, вложившие много труда, профессионализма и души в развитие Димаша, радуются сегодня очередному достижению вместе с ним и его родителями. Он говорит на казахском, русском и английском языке», – с гордостью говорит заведующая специальным детским садом «Асыл Бөбек» Жанар Мукашева.

Детям с незначительными нарушениями речи очень хорошо помогает логоритмика. Такую практику активно применяют в детском саду № 2 «Батыр». Кроме того, здесь проводят театрализованные игры, направленные на формирование личностных качеств детей.


«Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка. Особенно раскрывает робких, застенчивых и необщительных детей», – говорит заведующая детского сада № 2 «Батыр» Гульмира Илиясова. 


Ясли-сад № 80 «Ботақан» является ведущим детским садом по работе кластеров в интеллектуально-познавательном направлении. В детском саду имеются кабинеты песочной терапии, Smart table и логики, а также мини-лаборатория.


В частности, кабинет «Мини-лаборатория» – это место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Находясь здесь, исследуя и экспериментируя, дети совместно с педагогами находят ответы на интересующие их вопросы, используя опыт деятельности Реджио-Эмилия.


В кабинете «Smart table и логика» используется интерактивный стол Interactive Table Group в качестве дидактического средства. Он разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх, в том числе в процессе проектно-исследовательской деятельности. С использованием смарт-стола возрастает индивидуализация обучения.

В садике функционирует кружок «Рисование песком». Педагоги говорят, что такие занятия позволяют развить мелкую моторику рук, фантазию, творческие и художественные способности, ориентацию в пространстве, а также усидчивость и внимание ребенка.


Воспитатели детского сада № 26 «Үміт» стремятся открыть детям также волшебный мир поэзии и знакомят воспитанников с творчеством казахских поэтов, тем самым формируя у них с дошкольного возраста казахстанский патриотизм, любовь к родному краю, его истории и культуре.  «Важное место в духовной жизни казахстанцев занимает поэзия Абая Кунанбаева. Его стихи и песни легко воспринимаются не только людьми старшего поколения, но также они близки нашим детям. Его произведения наполнены любовью к народу, родной земле, ее истории, обычаям и традициям.

С удовольствием воспитанники рассказывают стихотворения Абая, совмещая это с игрой, инсценировкой, театрализацией. Очень нравятся им произведения Ибрая Алтынсарина по приобщению детей к учению, которое передается из поколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну, от сына его детям. Наши воспитанники постоянно принимают участие в конкурсах по выразительному чтению, и мы очень гордимся их успехами», – сказала заведующая детского сада № 26 «Үміт» Зинаида Сажнова.


Любое использование материалов допускается при наличии активной гиперссылки на официальный сайт города Астаны http://astana.gov.kz