Наши «Современники»

Молодежный театр «Современник» в Астане своими силами обустроил сцену в арендованном подвале. Как пробиваются из-под земли ростки настоящего искусства, читайте в репортаже корреспондента официального сайта столичного акимата.

«Табакерка», «Театр.doc», «АРТиШОК» – многие легендарные независимые театры обитали и обитают в подвалах. И вообще, «Подвал» – одно из популярных на постсоветском пространстве названий для молодежной театральной студии. Как правило, так происходит не от хорошей жизни, но и подвальное помещение (а также склад, цех, трамвайное депо) может стать культовым местом, территорией эксперимента, свободы, волшебства.

Народному молодежному театру «Современник» в Астане исполнилось 40 лет. Но два года назад началась его новая история. Театр стал окончательно независимым: покинул Дворец школьников, где базировался много лет, и переехал в подвал жилого дома № 8 на Кенесары (угол проспекта Сарыарка).

«Мы въехали в «черновую», здесь были голые стены, – рассказывает один из руководителей театра Бауржан Тогызбай. – Ни у кого из нас нет строительного образования, разве что кто-то делал ремонт у себя дома. Но все потихоньку пришлось осваивать».

Ребята сами расчистили подвал, сделали перепланировку, выровняли гипсокартоном стены, утеплили пол, провели свет. Обустроили залы для занятий, сцену, костюмерную. Работа все еще продолжается.

«Театр начинается с вешалки» – это, может, и банальность, но только не здесь.

Стены раскрасили, а одну – оклеили афишами спектаклей «Современника». Сколько их здесь? Студийцы говорят: не считали, но здесь еще не все. Самая старая – афиша спектакля «Дракон» по Е. Шварцу, поставленного в 1989 году в целиноградском Дворце молодежи.

Этот спектакль, как и десятки других, поставила Наталья Владимировна Смецкая, уже более 35 лет – художественный руководитель театра «Современник».

В основу студийного обучения заложена ее авторская программа «Искусство быть собой».

Здесь актерское мастерство, сцендвижение, пантомима, хореография, постановка голосового аппарата – всего понемногу.


Сейчас занятия в театре ведут в основном старшие ученики Натальи Смецкой. Бауржан Тогызбай и Виталий Яковлев ставят и продюсируют спектакли, Рузалия Валиева преподает в детской школе-студии «Арлекин» при «Современнике», Тимур Асанов – хореограф.

Многие воспитанники Смецкой стали профессиональными актерами и режиссерами, работают в театре и кино, в том числе и за рубежом, но поддерживают связь с «Современником». Например, Айдана Нурахимова – актриса, режиссер пластического и физического театра, живет и работает в Чехии, но вскоре собирается поставить в театре «Современник» экспериментальный спектакль, задуманный совместно с еще одной выпускницей театра-студии.

«Недавно у нас уже был опыт пластического театра – «Бумажная роза». Это ново для нас, и мы хотим продолжить двигаться в этом направлении», – говорит один из руководителей театра Виталий Яковлев.

Кроме того, сейчас труппа работает над пьесой «Я убийца» – это остросоциальный антитеррористический проект, спектакль ставит актриса Казахского музыкально-драматического театра, заслуженный деятель искусств Казахстана Гульбаршин Кылышбай.

В скором будущем надеются сыграть Шекспира – «Бурю» или «Двенадцатую ночь».


У «Современника» есть своя маленькая сцена, но для премьер и других важных выступлений студия обычно выбирает профессиональные театральные площадки.

А ближайшая премьера «Современника», назначенная на 16 февраля в театре «Жастар», – «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженевезе.

«Это комедия на тему семьи, очень важную для всех нас. Вообще-то это не пьеса, а фильм, но нам так понравилась эта история, что мы сделали адаптацию киносценария», – рассказывает Виталий Яковлев.


Что дает студийцам театр? Роли, хорошую физическую форму, уверенность в себе, друзей, приключения – словом, это «счастливый билет» (кстати, так называется учрежденный театром международный фестиваль, который впервые провели прошлым летом).


Александр Дехтярев учится в 11-м классе, а в театре он уже шестой год. «Изменился ли я за эти годы? Да, очень сильно! Я был довольно зажатым ребенком, хотя и участвовал в самодеятельности и моим родителям говорили, что надо бы меня куда-нибудь «отдать». Благодаря театру я многому научился. Теперь знаю, чего я хочу, собираюсь поступать в Москву, на актерское», – рассказывает Саша.

Айя Рамазанова работает помощником режиссера в кино, в «Современник» пришла несколько месяцев назад.

«Я хотела стать раскованней, уметь делать так, чтобы меня слышали… В моей работе как раз нужны эти качества, и все-таки мне их не хватает. Но театр мне уже помог!» – говорит Айя.


«Современник» не ищет «готовых» актеров, не ставит возрастных ограничений. Чтобы попасть в труппу, надо пройти прослушивание – но, как говорит Бауржан Тогызбай, вообще-то принимают всех.

«Говорят, взрослые в глубине души – те же дети. А все дети талантливы. Даже если они взрослые».


Любое использование материалов допускается при наличии активной гиперссылки на официальный сайт города Нур-Султан http://astana.gov.kz