Об Астане Генеральный план Генеральный план города Астаны

Генеральный план

Генеральный план города Астаны

Генеральный план имеет огромное значение для любого города. Это своего рода его паспорт -  фундаментальный документ детальной планировки градостроительных узлов, композиции архитектурных ансамблей, силуэта транспортных развязок и магистралей. Когда все они рационально спланированы, в мегаполисе жить комфортно.

После того, как идея о новой столице была озвучена Главой государства в 1994 году в стенах Парламента РК, разработка ее Генерального плана приобрела особое значение. Ведь основной градостроительный  документ определяет качественный  уровень  и перспективы  устойчивого  развития главного города страны. В связи с этим Президент поручил Союзу  архитекторов  РК  и  Министерству  строительства  РК объявить  открытый  республиканский конкурс  на его подготовку.  На призыв откликнулись 17 творческих коллективов из  разных уголков Казахстана. Жюри  отдало предпочтение концепции  архитекторов, выступивших под девизом «Акмола-Алматы».  Второе место заняли их коллеги из Караганды.

По итогам конкурсного отбора правительственным постановлением  была  назначена группа зодчих, которая занялась детализацией Генерального  плана. В ее составе работали  Сарсен  Жунусов, Серик Рустамбеков, Тохтар Ералиев, Калдыбай Монтахаев, Султан Баймагамбетов во главе с заслуженным архитектором Казахстана Баиром Досмагамбетовым. В свою очередь Аким  г. Акмолы  распорядился, чтобы  на основе конкурсного  проекта в срочном  порядке  и в  сжатом  объеме  были подготовлены градостроительные документы решения первоочередных  задач  до  2005  года, поскольку планы по обустройству инфраструктуры и  застройке  города  базируются на прогнозной численности  населения. К этому сроку, по представленным на тот момент расчетам, число горожан  должно  было  составить 350  тысяч  человек.

Итак, за два года были спроектированы центральная  часть  столицы,  жилой  район  «Шалкар» (бывший  Юго-Восточный),  промышленная  зона, а также подготовлено видение развития железнодорожного  транспорта,  систем  теплоснабжения, электро-, газо- и водоснабжения, телекоммуникаций, дренажа  городских территорий.
Через год после переноса столицы по предложению Президента РК был организован международный конкурс. В этот раз на разработку концепции Генерального плана развития нового  центра Астаны, отвечающего последним достижениям  современной  градостроительной  мысли. Он вызвал серьезный интерес ведущих региональных и мировых архитектурных центров мира. В конкурсе участвовали зодчие из Европы,  Азии,  Америки  и  Австралии,  а  также  творческие  коллективы из  стран  СНГ  и  Казахстана.

По условиям конкурса, чтобы провести  техническую  экспертизу  всех поступивших проектов, правительственная  комиссия  сформировала Экспертный  совет  из  11  наиболее  авторитетных  архитекторов  Казахстана, а также государств ближнего и дальнего зарубежья. Для работы в ней были приглашены Нильс  Холл (США), Евгений Розанов  (Россия), Бехруз Чиниджи  (Турция) и другие знаменитые зодчие, а возглавил жюри заслуженный архитектор России, член-корреспондент  Международной  академии  архитектуры  Анатолий  Виноградов. Из полусотни предложенных их вниманию работ для дальнейшего рассмотрения были отобраны 27  наиболее  интересных.  В итоге лучшей была признана концепция японца Кисе Курокава - одного из известнейших архитекторов мира.  Второе место заняли казахстанские архитекторы, на третьем были российские зодчие.

Доктору Курокаве, которого сегодня уже нет в живых, было  предложено  разработать  проект  Генерального  плана  развития  Астаны  до  2030  года на основе представленной им градостроительной  концепции. Этот заказ выполнялся  в  рамках  соглашения  между  Японским  Агентством по  международному  сотрудничеству  (ЯАМС)  и  Корпорацией  развития столицы  РК,  города  Астаны  на  гранты  японского  правительства. Эскиз-идею,  представленную проектной группой во главе с Кисе  Курокавой, Правительство  РК  утвердило  15  августа  2001 года. Мастер выдвинул новую философию градостроительства, которую он назвал «симбиотической архитектурой». Его проект застройки Астаны отличался тем, что он рассматривал урбанизированную городскую структуру, как живой организм в гармонии с природной системой, что как нельзя лучше соответствует веяниям  XXI века.

Однако, несмотря на  всю креативность  и  новаторский  подход, как оказалось, зодчий не учел стремительного развития Астаны. В скором  времени  его Генеральный план потребовал корректировки.  Причиной  послужили серьезные расхождения прогнозов  исследовательской  группы  с  реальными  потребностями жизни города. В  частности,  с темпами  экономического  развития  Казахстана и динамикой  роста  численности населения  столицы. Так,  по  расчетам  специалистов  ЯАМС,  к  2010 году в ней должно проживать около  490 тысяч человек, а к  2030  году -  800  тысяч.  В  то  время  как  уже  в  2003  году  количество горожан превысило  500- тысячный  рубеж.  Учитывая, что  необходимость уточнения  Генерального  плана  была во  многом  обусловлена  ошибками  прогнозных  расчетов,  провести  необходимые  демографические  исследования  и  составить научно-обоснованный  долгосрочный прогноз было поручено отечественным специализированным  организациям.

В октябре  2005 года  среди  казахстанских  архитекторов был проведен  конкурс  на  разработку  концепции  дальнейшего развития  планировочной  структуры  и  застройки  Астаны, уже исходя из расчетов  исследовательской  группы  КИМЭП. По ее прогнозам, к  2030  году число жителей столицы  увеличится  до  миллиона  200  тыс.  человек. В свою очередь жюри  остановило свой  выбор на  концепции  с  радикально  новой  идеей, основанной на создании мощной транспортно-коммуникационной  эстакады  (кольца)  по  периметру  города.  Но, принимая  во  внимание  отсутствие  единого  мнения  среди  отечественных  зодчих, Глава государства дал  распоряжение  направить проект  корректировки  Генерального  плана  на  экспертизу  наиболее  авторитетным  мастерам  мировой  архитектуры. Международные  эксперты  Франции, Италии, Малайзии  и  России дали на это  предложение отрицательное заключение,  признав  его оторванным  от  реалий. Конкурсные баталии  архитекторов, в полной мере не знающих  ситуации  и  конкретных проблем градостроительства Астаны, оказались малопродуктивными. Поэтому было принято решение создать специализированный  научно- исследовательский  институт,  который  бы на основе передового  зарубежного  опыта разрабатывал документы, регулирующие  застройку столицы, а также готовил нормативную  базу  проектирования,  отвечающую стандартам  новой  эпохи.  В  октябре  этого  года,  открытый  в  2007  году  научно-исследовательский  проектный  институт  (НИПИ)  генплана  г.  Астаны  представил  на  рассмотрение  и  утверждение Правительства РК проект первого этапа корректировки Генерального  плана. Город предполагается развивать как административный, деловой, научно-образовательный, культурно-спортивный, индустриально-иновационный центрально-азиатский региональный центр. Для этого необходимо обустраивать современную  инфраструктуру, что является приоритетным направлением. Среди важнейших  принципов  документа - полицентричность, комплексность  и  компактность  застройки, позволяющей создать  безопасные и  комфортные условия  жизни для горожан и гостей столицы.

Астана  задумана как город,  в  котором  в гармонии  сосуществуют природа  и  здания,  люди  и  транспорт, новое  и  старое, традиции  и  новаторство. Широкая  лента  парковых  насаждений  вдоль  берегов  реки Есиль,  разделяющей столицу  с  Востока  на  Запад, вдохнет в  городскую среду речную  свежесть и  прохладу,  обогащая  ее красотой  и  прелестью  чудесных  цветов,  деревьев  и  кустарников.  Ядром урбанизированного  каркаса, образуемого автомагистралями,  главными  улицами  и  тротуарами, выступают  многочисленные площади  и  градостроительные  узлы. Главным же структурным  штрихом  является  новый  административный центр,  расположенный  на  левобережье и  широко раскинувшийся  между  проспектами  Сыганак  и  Сарайшык.

Жилые комплексы высятся на двух берегах Есиля согласно  схеме линейного зонирования,  что открывает возможности  для  беспрепятственного территориального  роста  мегаполиса в будущем. На  крупных  транспортных  узлах  Генеральным  планом предусмотрено  развитие  5  планировочных  районов. Большое  внимание  также уделено развитию  инженерных  и  транспортных  сетей. Только  с  2009  по  2011  годы  запланировано построить 23  транспортные  развязки,  2 путепровода,  4 автодорожных  моста,  25 подземных  пешеходных  переходов. Намечено пустить легкорельсовый трамвай по маршруту протяженностью  26,7 км. 

Для  надежного  и  бесперебойного  снабжения  горожан водой,  теплом  и  электричеством  предусматривается реконструировать и  расширить  ТЭЦ-2,  возвести ТЭЦ-3. Проложить новые и реконструировать действующие магистральные  и  внутриквартальные  сети  теплоснабжения общей протяженностью  98  км. Кроме того, намечено сооружение 3-х  опорных  подстанций  220/110/10 кВ  в  западной,  южной  и  восточной  частях  города. Запланировано строительство  насосно-фильтровальной станции №3  производительностью  120  тыс.  м. куб. в сутки, первой очереди  водовода диаметром 1200 мм и  протяженностью 90,7 км (всего  164,3 км) от  существующего  канала  им. К. Сатпаева, возведение и реконструкция магистральных сетей  водоснабжения  протяженностью  168  км.

На  первом  этапе  реализации Генерального  плана, который займет трехлетний период, намечено  построить  30  школ, 60  детских  садов  и  32  объекта  здравоохранения,  оснащенных самым передовым медицинским  оборудованием. В  городе появятся уникальные  архитектурные здания  и  сооружения,  спроектированные  выдающимися  мастерами зодчества.  Так, по  проекту  одного из лидеров стиля хай-тек, легендарного британского  архитектора Норманна Фостера на 382 метра над землей поднимутся этажи торгово-развлекательного  комплекса - небоскреба центра «Хан  Шатыр», который не  имеет аналогов. 

Таковы  вкратце  основные  направления  развития  планировочной  структуры  и  застройки  города  Астаны,  определенные  первым  этапом  реализации  Генерального  плана  развития  столицы. 

Скачать Генереальный план

Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт города Астаны http://astana.gov.kz

Прикрепленные файлы
Виртуальная приемная
В этом разделе вы можете оставить обращение на имя Акима или администрации города Астаны.
Народный контроль
Рубрика для улучшения городской инфраструктуры в целях оперативного вмешательства.