Mayor's Office of Astana

Official Website of the Mayor’s Office of Astana

05.08.2015, 10:55 Media Centre / News
Information about Building Cooperatives, through which Funds are attracted for Residential Complexes Construction

Continuing the topic of shared holding construction and housing construction in general, today, the city Akimat offers to provide more information on the building cooperatives, through which funds are attracted for the construction of residential complexes.

Construction of residential complexes through the BCs is regulated by the Law "On Housing Relations" (dated 16.04.1997) and Article 108 of the Civil Code of the Republic of Kazakhstan.

Developers and builders are able to attract customers money, selling them unfinished housing, by creating building cooperatives (BCs). In this case, future tenants initially buy shares, but not square meters.

At the same time, each member of the BC, being a shareholder, should be guided by the basic provisions, stipulates that the building cooperative (BC) or housing building cooperative (HBC) is a non-profit association of citizens for purchasing (construction) and exploitation of a residential building, where the right of ownership for the residential building belongs to the cooperative, and the citizens are members of the cooperative and have the right to possession and use of premises assigned to them, in separate cases - the right of disposal in the prescribed manner, and participate in paying costs for maintenance of the common property of the condominium facility.

It is important to note that BC members are involved with their own funds within the HBC in construction, renovation and subsequent maintenance of a multi-apartment building. And there are those cooperatives on the basis of the charter that has been adopted at the general meeting of the founding members of the cooperative. On the basis of Article 56 of the Law, there shall be not less than two-thirds of entities - members of the cooperative or their trustees - at such a meeting.

However, despite the fact that the essence of the HBC is an independent voluntary association of citizens, this process is mostly regulated by construction companies.

Growing interest of construction companies to HBCs has several causes. Creation of HBCs is more beneficial for construction companies, as it protects the buyer to a lesser extent than the Law of the RK "On the Equity Participation in Housing Construction" and other forms of concluding similar agreements. Rights of a shareholder in the HBC are determined by the charter of the cooperative, which is prepared by a construction company before real members join it. Accordingly, this document is, to a greater extent, meets interests of the construction company.

In the HBC, flexibility and legal positions are equally important for developers, if the construction company formed a building cooperative itself, as it is often, with at least three "initiative members". In this case, these members approve the charter of the cooperative, elected the chairman of the board of the cooperative, members of the board and audit committee at the general meeting.

In this case, the contractor (construction company) actually manages the cooperative and has the right, in accordance with Art. 56 of the Law, to influence decisions about the size of the entrance and other fees, as well as, which is not less important, the terms and conditions of commissioning for the residential premises for rent or use of it for non-residential purposes, procedures and conditions for the transfer of the rights and obligations of the cooperative member and other important decisions.

Thus, in comparison with the Law "On the Equity Participation in Housing Construction", interests of the buyer are less protected there, since all the shareholders rights are defined by the charter of the cooperative.

To avoid becoming a victim of fraud, you must carefully examine the necessary permits on the basis of which the construction is carried out. Attention should be paid to the relations of the cooperative and the developer and it is necessary to study the charter of HBC, as well as the provision about the cooperative (if any).

The city Akimat, as well as Kazakhstan Developers Association strongly advise to pay special attention to the following points.

First, it is necessary to know, whether the HBC is a "cooperative and developer" at the same time, employs, as a rule, any contractors agency representative entity as a third party. In the latter case, risks of the HBC members are increasing, since contracts concluded between the HBC and construction company may contain provisions, such as those allowing the construction company not to transfer not completed or completed construction to the HBC in case if the HBC, at least partially, fails to perform its financing obligations. This will lead to the fact that even a conscientious shareholder, a member of the cooperative, will not be able to get his apartment, in case if, for example, not all the apartments will be sold or there will be any failures in the chain of management and financing.

Second, it is necessary to pay attention to the context of the Share Contract, which, as a rule, provides the opportunity for increase of the share in proportion to the cost of the project. In case if the cooperative member is not able to "finance the project until the end" on time, the cooperatives obligations are abstracted for him, the contract is broken. But, in this case, it is difficult to get the money back, since such contracts are usually stating that the funds are returned only after the sale of your apartment (after its commissioning) to another member with a retention "fine". In such cases, the period shall be calculated in years.

Thirdly, the share contracts, as a rule, provide all "optional" expenses for members of the cooperative, including the costs for making the technical passport, registration, content of the finished property before the registration of property rights, etc.

Fourthly, it is necessary to emphasize that the parameters of an apartment (share) readiness, in construction of which the member of the cooperative is involved, is not clearly limited by the contract. Consequently, such an apartment can be, at any time, including during the construction, declared by the HBC as an apartment that is ready for transfer.

Special attention should be given to clarifying the actual area of the apartment, as well as cases of contract termination due to delayed presence, late payment of interim payments (contributions), etc.

Therefore, the city Akimat and KDA again urge people to be vigilant and not to hesitate to scrutinize the contract, not to save on lawyers, trust only to trusted developers.

And the last thing that we would like to sharpen the focus of the city population on is all kinds of real estate agencies and sales agencies, which do not propose to check compliance with the sales offer with the requirements of the legislation, thus, misleading potential buyers on the legality of operations. At the same time, according to the data, often, apartments are offered for sales in the facilities, where construction has been stopped, there is no documents, and, in some cases, in the facilities, construction of which is even theoretically impossible, since there is no relevant right for the land plot.

People, residents of our city, are suffering from such actions. Appropriate claims from citizens, as well as public associations, professional societies, including Kazakhstan Developers Association, with respect to sales of apartments by unscrupulous developers through all sorts of agencies are regularly the matter of reviewing by the interdepartmental commission under the city Akimat. All of them were warned about the consequences of such activities and prevention of further manifestations of these facts.

Thus, for example, Sales Center No. 1 sells apartments of the following developers: "Tolendy" HBC ("Akmolteploservis" LLP): "Venera" RC, "Abat" RC, "Koktal-2" RC, "Anissa" RC, "Anissa-2" RC, Anissa-3 RC; "Karazhat-NS" LLP: "Ak Tilek" RC, "Aspan" RC; "Hayas" LLP ("Atrium" LLP): "Kutty Meken" RC (RC on Tlendiyev Av.), etc.;

"House in Astana": "Hayas" LLP "Kutty Meken" RC; "Stroyklass" LLP "Ak Otau" RC; "Orken" HBC "Senator" RC;

"Astana Duniye": "Toledny" HBC ("Akmolteploservis" LLP) - "Anissa-2" RC; "Orken" HBC - "Senator" RC; "Karazhat NS" LLP - "Aspan" RC;

"Ak Shanyrak" Real Estate Agency LLP: Kaz Avto Development LLP "Turan Astana" RC;

Expo Realty: "Orken" HBC - "Senator" RC; "Hayas" LLP "Tlendiyev" RC; "Toledny" HBC (Akmolteploservis LLP) "Stolichniy-2" RC;

"Real Estate: Your House Is Out There": "Azbuka Zhilya" LLP "Komsomolskiy" RC; "Hayas" LLP "Kutty Meken" RC;

TsRU Real Estate Agency: "Orken" HBC "Senator" RC;

"Astana" Real Estate Agency: "Kapitalstroyservis" LLP "Granitnyy" RC;

"Chelsea" Real Estate Agency: "Bakhyt-11" LLP "Zhastar-4" RC;

Esil Group Real Estate Agency: Politrend-Astana LLP "Pamir" RC and others.

The city Akimat again draws attention to the need to clarify legal components of the facilities that are being sold by these companies, and act within the Law "On the Equity Participation in Housing Construction".

Materials about all the detected facts in violation of the current legislation by developers and agencies are transferred to the law enforcement agencies.

Any use of materials is allowed with the reference to the official website of Astana city

Информация по ЖСК, посредством...

Новости

05.08.2015, 10:55 Новости

Информация по ЖСК, посредством которых идет привлечение средств на строительство жилых комплексов

Сегодня акимат города предлагает в продолжение темы долевого строительства и жилищного строительства в целом предоставить более подробную информацию по жилищно-строительным кооперативам, посредством которых идет привлечение средств на строительство жилых комплексов.

Строительство жилых комплексов посредством ЖСК регламентировано Законом «О жилищных отношениях» (от 16.04.1997 г.) и статьей 108 ГК РК. 

Привлекать деньги покупателей, продавая им недостроенное жилье, девелоперы и застройщики могут путем создания жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). В этом случае будущие жильцы покупают изначально паи, а не квадратные метры.

При этом каждый член ЖСК, выступая пайщиком, должен руководствоваться основными положениями, предусматривающими, что жилищный кооператив (ЖК) или жилищно-строительный кооператив (ЖСК) – это некоммерческое объединение граждан с целью приобретения (строительства) и эксплуатации жилого дома, в котором право собственности на жилой дом принадлежит кооперативу, а граждане – члены кооператива – обладают правом владения и пользования закрепленными за ними помещениями, в отдельных случаях – правом распоряжения в установленном порядке, и участвуют в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Очень важно отметить, что в рамках ЖСК в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома его члены участвуют своими средствами. А действуют такие кооперативы на основании устава, принятого на общем учредительном собрании членов кооператива. На основании ст. 56 закона на таком собрании должно быть не менее двух третей лиц – членов кооператива или их доверенных лиц. 

Однако, несмотря на то, что суть ЖСК заключается в самостоятельном добровольном объединении граждан, по большей части за этим процессом стоят именно строительные компании.

Рост интереса строительных компаний к ЖСК имеет несколько причин. Создание ЖСК более удобно строительным компаниям, так как в меньшей степени защищает покупателя, чем Закон РК «О долевом участии в жилищном строительстве» и другие формы заключения аналогичных договоров. Права пайщика в ЖСК определяются уставом кооператива, который строительная компания готовит еще до вступления в него реальных членов. Соответственно, этот документ в большей мере отвечает интересам строительной компании. 

Немаловажное значение для застройщиков в ЖСК имеет и гибкость правовых позиций в случае, если строительная компания сама образовала жилищно-строительный кооператив, как это зачастую и бывает, обеспечив как минимум трех «инициативных членов». В таком случае данные члены на общем собрании утверждают устав кооператива, избирают председателя правления кооператива, членов правления и ревизионной комиссии.

В таком случае подрядчик (строительная компания) фактически управляет кооперативом и вправе в соответствии со ст. 56 Закона влиять на принятие решений о размере вступительных и иных взносов, а также, что немаловажно, о порядке сдачи жилого помещения внаем или использования его по нежилому назначению, порядок и условия передачи прав и обязанностей члена кооператива другим лицам и на другие важные решения.

Таким образом, в сравнении с Законом «О долевом участии в жилищном строительстве» интересы покупателя здесь защищены меньше, так как все права пайщика определяются уставом кооператива.

Чтобы не стать жертвой мошенничества, необходимо тщательно изучить необходимую разрешительную документацию, на основании которой ведется строительство. Необходимо обратить внимание на отношения кооператива и застройщика и изучить устав ЖСК, а также положение о кооперативе (если таковые имеются).

Акимат города, а также Ассоциация застройщиков Казахстана особо советуют обратить внимание на следующие пункты.

Во-первых, является или нет ЖСК «кооперативом и застройщиком» одновременно, не нанимает ли для строительства и, как правило, агентского представительства подрядчика со стороны. В последнем случае риски членов ЖСК возрастают, так как в заключенных между ЖСК и строительной фирмой договорах могут содержаться положения, например, позволяющие строительной фирме не передавать ЖСК незавершенное или завершенное строительство в случае, если ЖСК хотя бы частично не исполнит свои обязательства по финансированию. Это приведет к тому, что даже добросовестный пайщик, член кооператива, может не получить свою квартиру в случае, если, к примеру, не все квартиры будут проданы или в цепочке администрирования и финансирования возникнут сбои.

Во-вторых, обратить внимание на контекст Договора паевого взноса, который, как правило, предусматривает возможность увеличения паевого взноса пропорционально увеличению себестоимости проекта. В случае же, если член кооператива не в силах «дофинансировать проект» вовремя, обязательства кооператива перед ним абрагируются, договор разрывается. Но в таком случае получить свои деньги назад затруднительно, так как в таких договорах, как правило, указано, что денежные средства возвращаются лишь после продажи вашей квартиры (после ввода ее в эксплуатацию) другому члену с удержанием «штрафа». В таких случаях временные промежутки исчисляются годами.

В-третьих, договоры паевого взноса, как правило, возлагают все «факультативные» издержки на члена кооператива, в том числе расходы по изготовлению технического паспорта, регистрации, по содержанию готовой недвижимости до регистрации права собственности и так далее.

В-четвертых, стоит особо отметить, что параметры готовности квартиры (доли), в строительстве которой такой член кооператива участвует, четко договором не лимитируются. Следовательно, такая квартира в любой момент, в том числе и на стадии строительства, может быть объявлена ЖСК готовой для передачи.

Отдельное внимание следует уделить вопросу уточнения фактической площади квартиры, а также случаям расторжения договора по причине несвоевременной явки, несвоевременного внесения промежуточных платежей (взносов) и т. п.

Поэтому акимат города и АЗК еще раз призывают граждан быть бдительными, не стесняться скрупулезно изучать договор, не экономить на юристе, доверять только проверенным застройщикам. 

И последнее, на что хотелось бы заострить особое внимание населения города: это на всевозможные агентства недвижимости и агентства по продажам, которые не проверяют соответствие предлагаемого к реализации предложения требованиям законодательства, тем самым вводя в заблуждение потенциальных покупателей относительно законности проводимых операций. В то же время, как показывают данные, зачастую к реализации предлагаются квартиры в объектах, строительство на которых остановлено, отсутствуют необходимые документы, а в отдельных случаях и на объектах, строительство которых даже теоретически невозможно, так как отсутствует соответствующее право на земельный участок. 

Страдают от таких действий люди, жители нашего города. Соответствующие обращения граждан, а также общественных объединений, профессиональных сообществ, в том числе Ассоциации застройщиков Казахстана относительно продаж квартир от недобросовестных застройщиков посредством всевозможных агентств систематически становятся предметом рассмотрения на межведомственной комиссии при акимате города. Все они предупреждены о последствиях такой деятельности и недопущении впредь проявления указанных фактов. 

Так, к примеру, Центр продаж № 1 реализует квартиры следующих застройщиков: ЖСК «Толенды» (ТОО «Акмолтеплосервис»): ЖК «Венера», ЖК «Абат», ЖК «Коктал-2», ЖК «Аниса», ЖК «Аниса-2», ЖК «Аниса-3»; ТОО «Каражат-НС»: ЖК «Ак тилек» и ЖК «Аспан»; ТОО «Хайас» (ТОО «Атриум») ЖК «Кутты мекен» (ЖК по Тлендиева) и др.;

«Дом в Астане»: ТОО «Хайас» ЖК «Кутты мекен»; ТОО «Стройкласс» ЖК «Ак отау»; ЖСК «Оркен» ЖК «Сенатор»;

«Астана Дуние»: ЖСК «Толедны» (ТОО «Акмолтеплосервис») – ЖК «Аниса-2»; ЖСК «Оркен» – ЖК «Сенатор»; ТОО «Каражат НС» – ЖК «Аспан»;

Агентство недвижимости «Ак шанырак»: ТОО «Kaz Avto Development» ЖК «Туран Астана»;

Expo Realty: ЖСК «Оркен» – ЖК «Сенатор»; ТОО «Хайас» ЖК «Тлендиева»; ЖСК «Толедны» (ТОО «Акмолтеплосервис») ЖК «Столичный-2»;

«Недвижимость ваш дом где-то рядом»: ТОО «Азбука жилья» ЖК «Комсомольский»; ТОО «Хайас» ЖК «Кутты мекен»;

Агентство недвижимости «ЦРУ»: ЖСК «Оркен» ЖК «Сенатор»; 

Агентство недвижимости «Астана»: ТОО «Капиталстройсервис» ЖК «Гранитный»;

Агентство недвижимости «Челси»: ТОО «Бахыт-11» ЖК «Жастар-4»;

Агентство недвижимости Esil Group: ТОО «Политренд-Астана» ЖК «Памир» и др.

Акимат города еще раз обращает внимание данных компаний на необходимость выяснять правовую составляющую объектов, которые ими реализуются, и действовать в рамках Закона «О долевом участии в жилищном строительстве».

По всем выявленным фактам, при нарушении действующего законодательства как застройщиком, так и агентствами, материалы передаются в правоохранительные органы.

Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт города Астаны http://astana.gov.kz

Виртуальная приемная
В этом разделе вы можете оставить обращение на имя Акима и акимата города Астаны.
Народный контроль
Рубрика для улучшения городской инфраструктуры в целях оперативного вмешательства.