1825

Доклад акима города Астаны на отчетной встрече с населением 2015 год

Уважаемые астанчане!

Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы подвести итоги работы в 2014 году и наметить планы на будущее.

Присутствующие в этом зале, впрочем, как и все горожане и гости столицы, видят, как динамично развивается Астана, формируется ее своеобразный архитектурный облик, повышаются уровень и качество жизни горожан.

Все это стало возможным благодаря всемерной поддержке и заботе нашего Главы государства, буквально ежедневному пристальному вниманию, которое Нурсултан Абишевич уделяет развитию всех сфер жизнедеятельности столицы.

За короткое, по всем меркам, время в Астане произошли кардинальные перемены к лучшему, и мы с вами стали их свидетелями и участниками.

Уважаемые друзья!

Как вы понимаете, в Астане проделана большая работа и, наверное, правильно было бы начать подведение итогов с вопросов, которые больше всего волнуют горожан.

Обеспеченность жильем

Быстрое развитие Астаны, в первую очередь, как раз и обуславливается высокими темпами строительства, в том числе жилья. Ежегодно в нашем городе сдается более одного миллиона квадратных метров.

Мне вспоминается время, когда мы только начинали строить Астану. Тогда по всей республике сдавалось столько же жилья, как и сейчас в столице. В 1997 году объем введенных в эксплуатацию жилых зданий по республике был равен примерно 1 миллиону 344 тысячам квадратным метрам.

В соответствии с жилищным законодательством Акимат города ведет учет граждан, нуждающихся в жилье из коммунального фонда.

Вы видите, как быстро растет население Астаны. Такими же темпами растет и очередь на жилье. Если семь лет назад в очереди на жилье было порядка 8 тысяч человек, то сейчас очередность выросла в 4,5 раза. Таким образом, по итогам 2014 года на учете нуждающихся в получении жилья по Астане состоит более 35 тысяч человек.

Как решается этот вопрос?

На данном этапе жилищное строительство в городе осуществляется по двум государственным программам.

В рамках реализации программы на 2008-2010 годы в настоящее время завершено строительство 6282 квартиры общей площадью 288,6 тыс. квадратных метров.

С начала реализации Программы «Доступное жилье – 2020» введено в эксплуатацию 140,1 тысячи квадратных метров на 2 778 квартир.

В том числе в прошлом году было введено жилья общей площадью 93,1 тысячи квадратных метров – это 1 881 квартира.

Подчеркну, что одновременно в городе реализуется программа по сносу аварийного жилья. Всего за два года реализации пилотного проекта было введено в эксплуатацию 6 жилых комплексов с общей площадью жилья 92 тысячи квадратных метров или 1 502 квартиры. При этом, 652 квартиры с общей площадью жилья 33 тысячи квадратных метров – для переселения собственников 42 аварийных домов.

По социальным учреждениям. В прошлом году были введены в эксплуатацию шесть объектов дошкольного образования, 10 общеобразовательных и, в том числе, 2 интеллектуальные школы. Также начала работать новая городская поликлиника № 10, что позволило значительно снизить существующую нагрузку в амбулаторно-поликлиническом звене.

Здесь надо отметить, что на сегодняшний день все социально значимые объекты города оснащены приборами учета электрической и тепловой энергии. В 2014 году установлены системы теплового учета в 1 154 многоквартирных жилых домах. Таким образом, на сегодня охват жилого фонда такими приборами составил 75 %.

Нельзя не отметить и такой положительный факт: значительно уменьшилось количество аварий и прорывов на тепловых сетях. Всего в прошлом году принято на баланс города более 30 километров. На центральное теплоснабжение переведены жилые комплексы «Кульсай», «Альбион», «Жагалау-3» и целый ряд социальных объектов.

Что касается экономического и социального развития. В последние два года произведен запуск 10 новых производств с объемом инвестиций более 20 миллиардов тенге, в том числе аффинажного завода «Тау-Кен Алтын», а также заводов по выпуску электронно-оптических приборов, энергоэффективных стеклопакетов, сборке электровозов, производству солнечных батарей и ряд других.

В 2014 году порядка 100 тысяч жителей города были охвачены различными мерами социальной поддержки, на которые было выделено более 6,8 миллиарда тенге. Создано около 18 с половиной тысячи рабочих мест, 1 800 человек прошли переподготовку и повышение квалификации.

То есть можно уверенно сказать, что, согласно поручениям Главы государства, Астана выполняет все социальные обязательства.

Теперь о макроэкономических показателях. Чтобы не тратить ваше время, кратко остановлюсь на основных, наглядно показывающих динамику роста столицы.

Более детально информация представлена в раздаточных материалах, которые имеются у вас на руках. Также вы сейчас можете видеть статистические данные на слайдах.

Итак: Валовый региональный продукт за 2014 год, по прогнозным данным, составит 3,9 триллиона тенге, что на 6,6 % выше соответствующего периода 2013 года.

Также прослеживается положительная тенденция роста других экономических параметров:

- объем инвестиций вырос на 13 %, всего же на долю столицы приходится 10 % инвестиций по стране;

- среднемесячная заработная плата увеличилась на 11 % и составила 176тысяч 547 тенге;

- соответственно повысился показатель величины прожиточного минимума на 9,8 %;

- уровень безработицы уменьшился и находится на уровне 5,2 %;

- благодаря принятым мерам в 2014 году удалось обеспечить запланированный охват детей дошкольным воспитанием (план – 62,5 %, фактически – 63,1 %), снизить количество школ, ведущих занятия в три смены, с 4-ех до 2-ух;

- также повышен рост рождаемости населения с 27,58 в 2013 году до 29,01 на 1000 человек, снижен уровень общей смертности с 4,4 в 2013 году до 4,26 на 1000 человек, младенческой смертности – с 9,2 до 8,0 на 1000 родившихся живыми.

Таким образом, как и подобает столице, Астана имеет лучшие характеристики среди регионов по стратегическим показателям.

Касательно бюджета города.

Поступления в государственный бюджет по итогам 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, увеличились на 25 % и составили 764 миллиарда тенге.

Знаменательный факт. Благодаря эффективному и качественному росту экономики Астана впервые за время своего существования вышла на уровень самодостаточности.

Собственные доходы в бюджет города увеличились на 16 % и составили 164,3 миллиарда тенге.

Это означает, что Астана уже в нынешнем году станет в ряд с другими тремя донорами республиканского бюджета: Алматы, Атырауской и Мангыстауской областями. В 2015 году Астана перечислит в государственный бюджет страны около 7,5 миллиарда тенге.

Скорректированный бюджет Астаны в 2014 году составил 377 миллиарда тенге. Это достаточно большие финансовые средства, которые позволили реализовать целый ряд крупных проектов в столице.

Как вы знаете, за годы независимости, под руководством Елбасы, наше государство в кратчайшие сроки сумело построить открытую, динамично развивающуюся экономику, органично интегрироваться в мировое хозяйство. В то же время Казахстан, как и все развитые страны, вы это видите в средствах массовой информации, оказался подвержен всем тем процессам, которые происходят в мировой глобальной экономике.

Предвосхищая наступление острой фазы мирового экономического кризиса, Глава нашего государства в своем Послании «Нұрлы жол – путь в будущее» сформулировал «новую экономическую политику» страны.

В этом как нельзя своевременном и точном документе Нурсултан Абишевич Назарбаев определил главный вектор эффективного преодоления издержек кризисных проявлений, дальнейшего поступательного развития Казахстана и его столицы – Астаны. Подчеркнув при этом, что поставленных целей нам можно будет добиться только при одном необходимом условии – сохранении и укреплении единства и согласия в казахстанском обществе.

Исходя из Послания Президента, а также учитывая конкретные меры и задачи экономической политики на среднесрочную перспективу, определенных на расширенном заседании Правительства, Акимат Астаны определил на 2015 год план развития столицы по основным направлениям.

Позвольте вас с ним познакомить.

Первое – строительство

Мы должны поступательно и неукоснительно обеспечивать реализацию Генерального плана столицы.

В 2014 году введены такие крупные объекты, как Музей истории Казахстана, фонд и библиотека Первого Президента Республики Казахстан, ряд жилых и административных комплексов.

На сегодня разработан ряд проектов, и в последующие три года планируется ввод более 100 различных объектов, в том числе Дворец единоборств, многофункциональный Ледовый дворец, комплекс «Абу-Даби Плаза», Дворец молодежи «Жастар», ботанический сад с парковой зоной, гостиницы «Ритц Карлтон» и «Фор Сизонс», а также другие знаковые объекты.

Кроме того, планом развития Астаны предусмотрена комплексная застройка нескольких приоритетных районов. Первый – аллея «Мыңжылдық», второй – район Триумфальной арки «Мәңгілік ел», третий – жилой массив с сопутствующей социальной и инженерной инфраструктурой по проспекту Туран, четвертый – «Зеленый квартал» в районе торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр».

В 2015 году в рамках программы «Доступное жилье – 2020»будет введено в эксплуатацию жилья общей площадью 82,2 тысячи квадратных метров на 1 428 квартиры. По этой же программе продолжается строительство жилья со сроком ввода в эксплуатацию в 2016 годуобщей площадью 65,4 тысячи квадратных метров на 1 181 квартиры.

В первом полугодии 2015 года будут введены в эксплуатацию 2507 квартиры общей площадью 158,8 тысячи квадратных метров, завершающих Программу жилищного строительства на 2008-2010 годы.

Наряду с этим в текущем году в рамках пилотного проекта «Снос аварийного и ветхого жилья» предусмотрено завершение строительства 2247 квартир общей площадью 123 тысячи квадратных метров, из которых в коммунальную собственность для переселения собственников аварийного жилья планируется передать 1 086 квартир площадью 58 тысяч квадратных метров.

В январе текущего года уже завершен строительством один жилой комплекс на 336 квартир с общей площадью жилья – 17 тысяч квадратных метров для переселения собственников аварийных домостроений.

Всего же в течение трех предстоящих лет запланирован снос 228-ми аварийных домов и, тем самым, будет проведено переселение проживающих в них более трех с половиной тысяч семей астанчан.

При этом хочу особо отметить, что ни один жилой объект, отныне возводимый в столице, не будет принят без наличия парковочных мест. Кстати говоря, принято решение о строительстве в городе на основе государственно-частного партнерства десяти отдельных паркингов.

Как было сказано, город бурно застраивается. Сегодня количество действующих строительных организаций составляет порядка 1,5 тысячи единиц. По сравнению с предыдущими годами рост числа строительных компаний составил 20 %.

Это закономерно, но в то же время такое обстоятельство вызывает определенные трудности, которые мы будем системно решать.

В городе есть несколько ненадежных компаний-застройщиков, у некоторых отсутствуют разрешительные документы, в отношении них возбуждены уголовные дела.

Поэтому необходимо быть очень внимательным при вкладывании своих финансовых средств. Уже были случаи, когда такие компании вводили в заблуждение людей.

Поэтому при любом сомнении лучше обратиться в Акимат и получить сведения о том или ином застройщике.

Теперь другой момент. Глава государства постоянно подчеркивает важность работы по заблаговременному решению трудовых споров.

Поэтому для всестороннего соблюдения трудового законодательства проведено 261 обследование предприятий и организаций, в ходе которых было установлено 512 фактов нарушений законодательства. По результатам проверок выдано 2 014 предписаний на устранение нарушений.

Привлечено к административной ответственности 308 должностных и юридических лиц, они оштрафованы на сумму свыше 36 миллионов тенге.

При оперативном вмешательстве в прошлом году погашена задолженность по заработной плате перед 626 работниками на общую сумму 107,5 миллиона тенге.

И, что немаловажно, по фактам нарушений, представляющих угрозу для жизни работников, за 2014 год была приостановлена работа 46 строительных объектов с передачей материалов в суд.

Далее. Вместе с тем в городе в плановом порядке ведется реконструкция и благоустройство парковых зон и скверов. В прошлом году созданы и реконструированы 6 скверов и бульвар. В текущем году начаты работы по строительству парка на пересечении улиц Жауказын и Арай.

Считаю, что эта работа будет эффективнее, если будет вестись на основе государственно-частного партнерства. Мы намерены привлекать инвесторов, за счет этого строить в парковых зонах и скверах рестораны, кафе, общественные туалеты, специальные детские зоны. Кроме того, будут предусмотрены пункты медицинской помощи и общественные пункты охраны правопорядка.

Особое внимание при этом будет уделено строительству и обустройству подъездных путей, тротуарных и парковочных зон.

Второе – энергетический комплекс города

Здесь во главу угла ставится задача создания стратегического запаса энергоресурсов.

Понятно, что стремительное развитие Астаны, интенсивное жилищное и коммерческое строительство, развитие крупных и малых предприятий требуют ввода дополнительных энергетических мощностей. Поэтому нам предстоит решать задачу ускоренной модернизации всего энергокомплекса столицы.

Вот факты. Ежегодный рост нагрузки на системы энергообеспечения составляет порядка 8-10 %, к 2017 году рост нагрузки по электрической энергии прогнозируется в объеме 30-35 % и по тепловой энергии ­­­­­­­­­– ­25-30 %.

В этой связи реализация инвестиционной программы энергетического комплекса предусматривает комплексную модернизацию ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также строительство первой очереди ТЭЦ-3.

Решаются вопросы транспортировки электроэнергии путем прокладки воздушных линий электропередач, в том числе завершения строительных работ по строительству подстанций 110/20 кВ, реконструкции существующих распределительных пунктов и трансформаторных подстанций.

Однако, вопрос энергосбережения требует новых подходов. Курс обыкновенного наращивания мощностей не всегда перспективен.

Мировая практика показывает: чем больше город растет, тем значительнее будет потребность в энергии.

Да, нами проводятся мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности путем внедрения инновационных технологий. В этом плане можно в качестве примера назвать замену городской инфраструктуры обычного освещения на энергосберегающее.

Также в этом году мы планируем максимально оснастить многоквартирные жилые дома приборами учета электрической и тепловой энергии. Но этого недостаточно, это экстенсивный путь.

Жители сами должны беречь энергию, используя инновационные технологии, теплоизоляционные, экологически чистые материалы и так далее.

Это продиктовано не только стоимостью энергоресурсов, но и заботой об окружающей среде. Многие дома в Астане в частном секторе топятся твердым топливом. Поэтому сегодня нередко можно увидеть застывший смог над городом.

Наряду с этим, из-за больших выбросов вредных веществ автомобильным транспортом, тепловыми электростанциями мы можем потерять гордость нашего города – чистый и свежий воздух.

Необходимо принимать меры в этом плане, усилить борьбу за качество воздуха.

Работа будет направлена на повышение качественного технического осмотра автотранспортных средств, уменьшение выбросов вредных веществ предприятиями и организациями города, индивидуальным жилым сектором.

Наряду с названными проектами мы продолжим работу по реализации таких крупных инвестиционных экологических инициатив, как ликвидация накопителя сточных вод Талдыколь, развитие сетей и объектов ливневой канализации, а также системы управления отходами производства и потребления.

Третье – развитие транспортной инфраструктуры

На официальный сайт Акимата в рубрики «Виртуальная приемная» и «Народный контроль» приходит много обращений горожан по поводу интервалов движения автобусов, общего уровня сервиса и культуры обслуживания.

И эти жалобы из года в год не уменьшаются. Как уже говорилось, интенсивность дорожного движения становится острой городской проблемой, есть серьезное отставание от требований столицы.

Надо признать, что несмотря на бурное развитие Астаны, всей столичной инфраструктуры, организация дорожного движения осталась на том же уровне провинциального города.

Прошедшие недавно встречи акимов районов города с населением также показали, что организация работы общественного транспорта, качество строительства дорог – одни из самых проблемных, запущенных вопросов.

Наша задача – исправить ситуацию.

Мы должны кардинально изменить транспортную модель города.

В соответствии с этим будут изменены транспортные маршруты, введена система электронного обилечивания, продолжена поэтапная реализация интеллектуальной транспортной системы, в рамках которой уже сегодня улицы столицы снабжены тысячами видеокамер, десятками «умных» светофоров.

Сегодня прорабатывается установка высокотехнологичных остановочных комплексов для обеспечения комфортного ожидания городского общественного транспорта.

Недавно внедрена практика внезапных рейдовых проверок маршрутных линий, другие организационные меры, в том числе Акимат поручил разместить на каждом остановочном пункте расписание движения автобусов и номера телефонов диспетчеров.

Все вы знаете, что за последнее время произошло значительное обновление подвижного состава, закуплены 103 новых комфортабельных автобусов, из них выпущены на линии – 55. Они курсируют по наиболее загруженным маршрутам. Остальные проходят технический осмотр и в скором времени также выйдут на улицы столицы.

Всего по кредитной линии с компанией «Ивеко» заключен договор на поставку до 1 июля текущего года 358 единиц современного общественного транспорта. Мы рассматриваем возможность последующего закупа дополнительно 350 единиц таких автобусов.

На сегодня автобусный парк города насчитывает 993 единицы общественного транспорта. Таким образом, в ближайшем будущем мы намерены покрыть существующий дефицит, одновременно обновив подвижной состав.

Что касается ремонта и строительства дорог, то самое пристальное внимание будет уделяться качеству выполняемых работ.

В прошлом году выполнены работы по строительству и реконструкции дорожного полотна протяженностью порядка 95 километров. В ближайшие годы темпы будут значительно увеличены.

В настоящее время в городе насчитывается порядка 950 улиц, общая протяженность которых более одной тысячи километров. В то же время каждая третья в целом и каждая вторая дорога на Правобережье не отвечают сегодняшним требованиям. Эти улицы в выбоинах, трещинах, их пропускная способность не соответствует реальному числу автомобилей. Кстати говоря, сегодня их число в столице превысило 290 тысяч. Это в 10 раз больше, чем 17 лет назад. Очевидно, что из года в год число «железных коней» быстро растет.

В городе имеется 18 загруженных участков, где постоянно случаются заторы. Пробки волнуют буквально всех горожан. Чтобы эта ситуация не переросла в критическую, Акиматом в этом году предусмотрены первоочередные меры.

А именно:

- строительство и реконструкция 108-ми километров дорог;

- в том числе 30-ти улиц в 11-ти жилых массивах протяженностью 24 километра;

- ремонт 21 километра дорог;

- строительство подземного перехода на одном из самых оживленных участков правобережья ­– на проспекте Республики у магазина «Талисман»;

- а также линии скоростных автобусов.

Для снятия загруженности улиц в текущем году будет продолжено строительство улицы Ш. Бейсековой в рамках Малой кольцевой дороги, а также реконструкция Коргалжынского шоссе и ряд других дорог и улиц.

Мы приняли меры по Международному аэропорту. На сегодняшний день он не отвечает современным требованиям. В будущем ситуация должна улучшится в части обслуживания и безопасности, также будет проведена комплексная инфраструктурная модернизация.

Наряду с этим, в поселке Промышленный начато строительство нового железнодорожного вокзала.

Комплексное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Астаны подкреплено мерами, направленными на то, чтобы сделать столицу более комфортной и безопасной.

Четвертое – безопасность

Органами правопорядка за прошлый год по городу зарегистрировано свыше 34 тысяч преступлений. Сократилось количество тяжких преступлений, убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, разбоев, вымогательств, грабежей и краж.

Принимаются меры по формированию в обществе принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям, защиты конституционных прав граждан, укреплению правопорядка.

В 2014 году выявлено порядка 63 тысячи административных правонарушений, из них более 4 тысяч – факты мелкого хулиганства, порядка 8 тысяч – нарушение тишины, 19 тысяч – распитие алкогольных напитков в общественных местах, 9 тысяч – курение в неустановленных местах и так далее.

Наложено свыше 4 тысяч административных штрафов, а 567 злостных нарушителей общественного порядка подвергнуты административному аресту.

В городе запущен специальный проект «Система комплексного обеспечения жизнедеятельности города Астаны». В круглосуточном режиме в городе функционируют порядка 700 камер видеонаблюдения. Показательно, что с их помощью в прошлом году раскрыто более 340 преступлений, выявлено свыше 48,5 тысяч административных правонарушений и 21 тысяча нарушений Правил дорожного движения.

Здесь хотелось бы обратиться к горожанам самим принимать активное участие в профилактике правонарушений.

Столичный гражданин должен отличаться высоким уровнем культуры, а наш город – быть безопасным и уютным.

Обращаю внимание и на то, что столичным правоохранителям нельзя почивать на лаврах. Есть еще факты несвоевременного приезда патрульно-постовых служб на места происшествий, некорректного поведения инспекторов дорожных служб и так далее. Здесь надо наводить порядок.

Пятое – индустриализация

Сегодня в Астане функционируют ряд больших индустриально-инновационных проектов. Только на территории одного Индустриального парка заявлено 50-ят проектов с общим объемом инвестиций 168 миллиардов тенге.

В этом плане, в первую очередь, акцент делается на качество, экологичность и инновационность, а также эффективность и взаимоувязанность проектов.

Значительно увеличился объем инвестиций в основной капитал города и составил, таким образом, более 644 миллиарда тенге. Это больше, чем в финансовом центре страны ­­­– городе Алматы.

Всего же объем налоговых поступлений от деятельности предприятий составил в 2014 году 6,6 миллиарда тенге.

Создано свыше двух тысяч рабочих мест.

Несколько слов об итогах первой пятилетки реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан.

За период с 2010-2014 годы реализовано 22 проекта на сумму свыше 167 млрд. тенге, с созданием порядка 3 тысяч рабочих мест. Объем произведенной продукции составил 160 млрд. тенге, из них 90 млрд. тенге в 2014 году, что в 1,6 раза больше, чем в 2013 году.

В текущем году будет продолжена реализация следующей пятилетки Карты индустриализации.

Президент Казахстана поставил перед Астаной конкретную задачу: постоянно повышать инвестиционную привлекательность столицы, оказывать действенную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса.

Для этого Акиматом сегодня детально прорабатывается программа эффективного использования механизма государственно-частного партнерства и активизация работы социально-предпринимательской корпорации «Астана», привлечение Фонда развития предпринимательства «Даму», реализация других программ.

Очень важным событием стало состоявшееся в начале февраля текущего года подписание меморандумов о трехстороннем сотрудничестве по вопросам развития местного содержания в выпускаемой продукции и социально-трудовым аспектам между Акиматом, национальными компаниями и предприятиями на сумму 105 миллиардов тенге, в рамках которых будет сохранено 20 тысяч рабочих мест.

Шестое – развитие малого и среднего бизнеса

Наряду с реализацией уже утвержденной Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы будут предприняты системные меры по развитию малого и среднего бизнеса в части субсидирования кредитов, развития инфраструктуры и сервисной поддержки.

Это тем более важно, что уже сейчас малый и средний бизнес столицы дает более 65 % всех налогов, поступающих в местный бюджет. По итогам 2014 года эта цифра составила более 420 миллиардов тенге. Его доля в валовом региональном продукте составляет свыше 50 %.

Количество активных субъектов малого и среднего бизнеса в Астане сегодня насчитывает порядка 60 тысяч.

Кроме того, малый и средний бизнес – это основной фактор обеспечения занятости и повышения реальных доходов населения. Ведь в сфере предпринимательства у нас занято порядка 233 тысяч человек. Это 49 % от общего числа экономически активного населения Астаны.

Только за прошлый год в сфере малого и среднего бизнеса создано более 35 тысяч рабочих мест.

Астана подтверждает предвидение Главы государства по поддержке и развитию субъектов малого и среднего бизнеса, который является основой успешного развития не только экономики нашего города, но и страны.

Отмечу, что в столице действует первый Центр обслуживания предпринимателей, где на бесплатной основе бизнесменам оказываются комплекс услуг по информационной и консультационной поддержке в режиме «одного окна». За 2014 год количество клиентов, получивших необходимые для них консультации, составило порядка 4 с половиной тысяч человек.

Весомый вклад в развитие предпринимательства внесет и недавно инициированная совместная работа Акимата и городской палаты предпринимателей.

Подписано соответствующее соглашение, которое предусматривает создание:

- многофункционального промышленного комплекса для малого и среднего бизнеса;

- регионального торгового центра;

- Карты развития бизнеса в городе Астане и некоторые другие меры.

10 февраля текущего года был сделан еще один шаг для улучшения бизнес-среды и оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу в столице. Была запущена еще одна совместная Программа по финансированию субъектов частного предпринимательства.

Для этих целей с местного бюджета были выделены 500 млн. тенге, Фондом «Даму» 1 млрд. тенге. Хотел бы отметить, что учитывая, что процентная ставка для предпринимателя составляет 7,6 % по данной кредитной линии, программа призвана стать весьма популярной.

То, что программа будет финансировать сферу торговли и способствовать развитию цивилизованной, современной сферы торговли в Астане, делает данную программу еще более актуальной в свете подготовки к «ЭКСПО – 2017».

В текущем году Акиматом инициирована работа по внедрению в столице современных форм торговли и повышению качества оказываемых услуг до мировых стандартов. Что это означает?

На сегодня разработана схема размещения объектов быстрого питания и первичного обслуживания в Астане. Таким образом определили 300 участков. Они на транспарентной конкурсной основе будут сдаваться в аренду бизнесменам через социально-предпринимательскую корпорацию.

Чтобы в будущем исключить стихийную торговлю, одновременно разрабатывается механизм выдачи разрешительных документов для предприятий общественного питания.

Старые торговые объекты, имеющие неприглядный вид и где царит антисанитария, будут заменены на удобные, легкие конструкции. В городе появятся новые павильоны, где летом и зимой можно будет быстро и вкусно перекусить, выпить прохладительные или горячие напитки.

Этим самым будет формироваться так необходимая столице уютная городская среда. То есть мы будем выполнять поставленную задачу Главой государства на последнем расширенном заседании Правительства по подведению инфраструктуры для предприятий малого и среднего бизнеса.

Сейчас же город выглядит пустым. Работа чиновников направлена на то, чтобы не давать и не разрешать бизнесу развиваться.

Во многих современных городах сегодня развита разнообразная сеть предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания горожан. В центре города интенсивно ведется торговля: плодоовощной продукцией, всегда доступны мобильные кафе и быстрые закусочные.

Мы же в этом плане отстаем, и это положение необходимо исправлять.

Акимат сосредоточил внимание и на расширении перечня государственных услуг, которые, в свою очередь, значительно снизят для жителей и гостей столицы материальные затраты, потери времени.

В этой связи уже сегодня 22 вида государственных услуг, оказываемых городскими структурами, переведены в электронный формат. При этом значительно упрощены процедуры оформления документов.

Будет завершена автоматизация выдачи разрешений. На сегодняшний день Акиматом столицы осуществляется выдача 140-ка разрешительных документов, из них 21-го – в автоматизированном виде.

Только в прошлом году было оказано свыше 4,3 млн. государственных услуг населению.

Мы специально на прошлой неделе провели семинар-совещание по повышению качества предоставления государственных услуг, целью которого явилось максимальное упрощение процедуры в целом, улучшение работы государственных органов, устранение барьеров.

Таким образом, мы продолжим оптимизацию, в ближайшее время в центральный орган будут направлены предложения по совершенствованию процедуры государственных услуг и расширению Реестра.

В центре нашего внимания будет выполнение поручения Главы государства по обеспечению продовольственной безопасности столицы и развитию продовольственного пояса вокруг Астаны.

В рамках реализации Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» активно поддерживаются перерабатывающие предприятия, строятся новые объекты.

В ближайшей перспективе будут введены 11 овощехранилищ общим объемом более 43 тысяч тонн и 9 теплиц мощностью 15 тысяч тонн овощей в год.

Мы должны активно работать с нашими соседями: Акмолинской и Карагандинской областями и другими.

Неоднократно наш Президент выражал серьезное недовольство антисанитарией, царящей на рынках. Для решения этой проблемы запланировано строительство Многофункционального торгово-логистического центра в Астане, куда в начале перейдут порядка 7 столичных рынков.

Считаю, что замечания сделаны к месту, нам нужно навести порядок, поставить жесткие требования руководству рынков. Должны быть приведены в порядок облик и качество предоставляемых услуг 25 торговыми площадками, находящихся в городе.

Люди должны иметь возможность зарабатывать, и, к тому же, торговле должен быть придан «подобающий вид».

Мы с вами понимаем, что стандарты жизни – это не только и не столько количественные показатели, определяющие уровни доходов и потребления, это целая система качественно оцениваемых комфортных условий для проживания жителей. В этом плане Астана как столица просто обязана быть примером для всех регионов страны.

Cедьмое – социальная сфера

Здесь хотелось бы остановиться на двух ключевых моментах.

Первое. Сегодня в Астане проживает 216 ветеранов Великой Отечественной войны. В прошлом году, когда мы отмечали 69-летие Победы, их было 293. Как видите, наших героев, к сожалению, становится все меньше, и наша святая обязанность – не забывать о них, всемерно им помогать.

В этом году мы отпразднуем великую дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Елбасы всегда отмечает свое особое отношение к ветеранам. В 2014 году прошла акция, которая не имеет аналогов на постсоветском пространстве. В преддверии 2015 года ветераны получили подарки и личные поздравления от Главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Приятно отметить, что 7 февраля нынешнего года в Астане, впервые в Казахстане, началось массовое благотворительное движение студентов и учащихся вузов по поддержке и оказанию помощи ветеранам и инвалидам города. Ребята чистят снег у домовладений, приносят пожилым людям продукты, убирают жилые помещения. Вдвойне знаменательно, что, как объявила молодежь, их движение девятым мая не закончится.

Думается, что столичным бизнесменам не стыдно взять пример с молодежи и выступить спонсорами благотворительных акций.

Хотел бы также отметить, что только в Астане все горожане, относящиеся к льготной категории граждан, имеют бесплатный проезд в общественном транспорте.

Наши ветераны полностью освобождены от коммунальных оплат. В прошлом году произведен ремонт квартир 83 ветеранов Великой Отечественной войны, в текущем же году к 9 Мая мы отремонтируем жилье дополнительно 84-ем нашим героям.

Также до 20 марта текущего года оставшиеся 7 ветеранов Великой Отечественной войны, прибывшие во втором полугодии 2014 года в столицу и стоящих на учете, получат свои квартиры.

Второе. У нас в городе проживают более 19 тысяч инвалидов, из которых 3 тысячи – дети. Для этих людей зачастую нет доступа ни к социальным, ни культурным и другим зданиям и сооружениям. Какие-то несколько ступенек оставляют человека в стороне от повседневных благ.

Мы должны помочь им жить активной общественной жизнью. Поэтому необходимо сделать наши объекты доступнее для инвалидов: путем сооружения удобных пандусов, организации в школах специальных классов с соответствующей аппаратурой.

Это несложно, просто надо преодолеть барьер ведомственных ограничений и условностей.

Мы сейчас рассматриваем возможность реализации социального проекта «Центр социальной помощи «КӨМЕК», который подразумевает: размещение контейнеров для сбора вещей малообеспеченным, обучение специальностям инвалидов, мастерские и онлайн-продажи сувениров, изготовленных людьми с ограниченными возможностями.

Наряду с этим, хотел бы сообщить, что нами полностью пересмотрен государственный социальный заказ: значительно меньше будут проводится никому неинтересных и ненужных заседаний, «круглых столов», «конференций». Финансовые ресурсы будут направлены на поддержку малообеспеченных категорий граждан, удовлетворение потребностей инвалидов, реализацию молодежных интересных и инновационных проектов и так далее.

Мы будем эти вопросы решать в Астане в приоритетном порядке.

Уважаемые астанчане!

Теперь еще одно направление нашей работы, которое вытекает из предыдущих. Речь о том, чтобы максимально снизить уровень безработицы, который, напомню, в Астане самый низкий по республике. Так вот, есть поручение всем соответствующим городским службам предпринять конкретные меры организационного порядка и в кратчайшие сроки в Астане ликвидировать безработицу как таковую.

На сегодня по данным Департамента статистики города из общего числа активного населения – 452500 человек, безработных – 23600. В процентном соотношений безработица находится на уровне 5,2 %.

Однако официально в Акимате нынче зарегистрировано 2544 безработных людей и имеется более 1,5 тыс. вакансий.

Ситуация выглядит таким образом: человек, придя в Центр занятости, зачастую отказывается от предложенной работы, подыскивая более престижную или высокооплачиваемую. Это говорит о том, что у него есть средства к существованию и он не является безработным.

На самом деле, человек, вообще не имеющий доходов и нуждающийся в них, был бы согласен на любую предлагаемую вакансию.

Поэтому нашей целью является расширение перечня и объемов базы данных вакансий, трудоустройство безработных по конкретным предприятиям и специальностям. То есть, максимальное снижение уровня безработицы, практически до нуля.

Eще одна первоочередная задача – обеспечение доступности образовательных и медицинских услуг.

Прирост населения Астаны за годы ее становления увеличился в три раза. Ежедневно рождаются более 60, в месяц – около двух тысяч детей, также прибывают тысячи детей дошкольного возраста. Это означает серьезную нагрузку, прежде всего, на системы образования и здравоохранения города.

Таким образом, дефицит мест в дошкольных учреждениях города составляет более 37 тысяч, а в очереди стоят свыше 83 тысяч детей.

Надо понимать, что потребность в детских учреждениях будет неизменно расти. Практика других стран показывает, что система строительства дошкольных учреждений за счет государственного бюджета не всегда является эффективной и экономичной. Это огромная нагрузка на бюджет.

Стоимость оплаты за детский сад не оправдывает даже питания, не говоря уже о затратах на содержание персонала, покрытие жилищно-коммунальных услуг.

Поэтому считаю, что проблема должна решаться в рамках государственно-частного партнерства, путем открытия детских садов на первых этажах строящихся жилых комплексов.

Считаю, что необходимо это учитывать в проектах при строительстве изначально.

Что касается общеобразовательных школ, то дефицит ученических мест составляет 1 864.

Для решения этих проблем отчасти предусмотрено следующее.

В 2015 году намечен ввод 10 детских садов на 2 440 мест и одной пристройки к детскому саду на 60 мест.

В текущем году начнут работу 5 новых школ на 5 075 мест и две пристройки на 1 050 мест.

На этом останавливаться не будем: в 2015 году планируется начать строительство пяти детских садов на 1 200 мест и такое же количество общеобразовательных школ на 4 800 мест.

К тому же, вопросы образования это не только строительство, но и качество обучения и воспитания, на которые прошу своих коллег обратить особое внимание.

В этом плане ведется планомерная работа по новой системе повышения квалификации учителей. В 2015 году планируется обучить 400 преподавателей.

Более того, мы запланировали проект «Apple Lab Astana» (Эпл лэб Астана), подразумевающий использование планшетников для обучения детей. Также будет разработано мобильное приложение «Навигатор профессий», которое поможет молодежи сориентироваться в разнообразном мире современных профессий.

Отрадно отметить, что повысились образовательные достижения учащихся в международных, республиканских олимпиадах и научных проектах. В течение 8 лет олимпийская команда города Астаны получает звание «Лучшая команда» и занимает 1-е общекомандное место по республике.

В целом, необходимо сказать о том, что качество знаний учащихся по городу повысилось с 56,2 до 57,6 %.

(По детскому досугу)

Астана – столица, современный город, имеет свои уникальные достопримечательности: парки, театры, музеи ­– все то, что интересно и познавательно как взрослому, так и ребенку.

Сегодня в нашем городе функционирует уникальный Дворец школьников. В нем работают кружки и секции 116 наименований с охватом более 9 тысяч детей.

За два года деятельности Дворца школьников более трех тысяч его воспитанников приняли участие в 350-ти международных, республиканских и городских конкурсах, фестивалях, чемпионатах и турнирах. Впечатляющие результаты.

Как вы знаете, имеется множество спортивных площадок возле школ, существует хорошая практика: работают порядка 15 дворовых клубов. Сегодня помещения этих клубов переоборудованы и предназначены для бесплатных занятий в самых разных кружках и секциях. Здесь проводятся тренировки по различным видам спорта, занятия по формированию здорового образа жизни, уроки танцев и хореографии, изучению иностранных языков и так далее.

Но наряду с действиями государства, сами горожане должны думать о том, чтобы создавать такие условия для детей.

Не ошибусь, если скажу, что люди, кому небезразлично, чем занимаются наши дети в свободное от уроков время, в силах поддерживать такие клубы, создавать новые, учить в них детей тому, что хорошо умеешь делать сам.

(Здравоохранение)

В последние годы наблюдается устойчивый подъем в медицинской инфраструктуре. Это очень важно, если учитывать, что ежедневно в медицинские учреждения города обращаются более 5 тысяч астанчан. Один этот факт придает особое значение тем мерам, которые направлены на развитие объектов здравоохранения.

В этом году ведется строительство шести объектов здравоохранения, в том числе пять планируется завершить в текущем году. Это:

- амбулаторно-поликлинический комплекс на 500 посещений в смену на левом берегу, по улице Керей-Жанибека;

- центры первичной медико-санитарной помощи на 150 посещений в смену в поселке Ильинка и по улице Ж. Досмухамедулы;

- детская инфекционная больница на 250 коек;

- центр медико-социальной реабилитации на 250 коек с поликлиникой на 150 посещений в смену.

Противотуберкулезный диспансер на 500 коек начнет работать в 2016 году.

С учетом введения вышеуказанных объектов, общая нагрузка на сеть здравоохранения Астаны будет доведена до норматива.

Понятно, что строительство объектов образования и здравоохранения, социальных объектов в целом – важнейшее условие нормального развития этих отраслей. Однако главным все же остается качество предоставляемых услуг.

Мы понимаем, много зависит от организации качественного медицинского обслуживания, результативности деятельности руководства.

Из-за недостаточного материально-технического обеспечения в крайне неудовлетворительном состоянии находится система оказания скорой медицинской помощи. Люди ждут приезда врачей «неотложки» часами.

Государство выделяет большие финансовые средства на развитие этой отрасли. Сегодня построены современные медицинские учреждения, но, к сожалению, организация работы остается до сих пор неудовлетворительной. Опять же, это является экстенсивным развитием.

Наш город и в этом плане должен быть первым. Будет совсем нелишним внедрить и в нашу психологию, и в нашу практику такое понятие, как «столичное качество». Развивая инфраструктуру и укрепляя материально-техническую базу всех без исключения социальных учреждений, мы преследуем только одну цель – повысить качество предоставляемых услуг до уровня мировых стандартов.

Культура, спорт, туризм)

Понятно, что наш город, будучи молодой столицей, находится в постоянном развитии.

Поэтому у Астаны есть все необходимые условия, чтобы стать известным культурным, спортивным и туристическим центром.

В прошлом году наш город посетили почти 600 тыс. человек. Конечно, наибольший удельный вес здесь занимает внутренний туризм. Но важно другое – столица, которой исполнилось всего 17 лет, все больше притягивает к себе желающих увидеть ее достижения. Благо, у нас нет недостатка в достопримечательностях.

Все вы знаете: нам выпала большая честь провести в 2017 году «ЭКСПО». Уже в этом году мы переходим в активную фазу ее подготовки.

К этому мероприятию глобального масштаба мы должны тщательно с вами подготовиться. Осталось чуть более двух лет до открытия выставки. Понятно, что проведение этого события мирового уровня для Астаны является важным, ведь это даст мощный импульс дальнейшему развитию города, всей без исключения столичной инфраструктуры.

«ЭКСПО» касается практически всех направлений жизнедеятельности города.

В этом плане, наша задача повысить все аспекты: это и обслуживание клиентов на иностранных языках, внедрение многоязычных информационных вывесок.

Наш город имеет свою специфику и находится под постоянным влиянием холодного климата. Поэтому надо изучить преимущества и использовать их: это строительство ледовых городков, прокладка снежных маршрутов. В целом мы должны организовывать массовые мероприятия с учетом климатических условий.

К тому же, сегодня в Астане многие гостиницы не стандартизированы, не имеют сертификатов, соответствующих международным требованиям.

Поэтому могут быть трудности соответствия международному спросу ввиду слабости некоторых факторов: необходимо принять меры по улучшению качества обслуживания в аэропорту и авто- железнодорожных вокзалах.

Построенные объекты, культура менеджмента, все это после проведения Международной выставки «ЭКСПО – 2017» останется нам в наследство.

Что касается культуры и спорта, то они в столице достаточно развиты.

Хотел бы отметить хороший репертуар Театра «Жастар» и интересное исполнение актерской труппы.

Наряду с множеством культурных объектов в городе многое сделано в плане строительства детских спортивных площадок и сооружений. Все, что делается при непосредственной поддержке Главы государства для подготовки спортсменов, развития сопутствующей инфраструктуры, приносит закономерные позитивные результаты. Остальная работа по развитию физической культуры и спорта, наша с вами задача.

Очевидно, что занятия физкультурой и спортом должны в столице стать массовыми, как, скажем, в крупнейших столицах мира, где по утрам невозможно свободно пройти по набережным, скверам и паркам из-за бегущих людей, причем самых разных возрастов.

Формирование здорового образа жизни, в том числе развитие спорта в нашей стране, и, в частности, в столице, набирает обороты.

В Астане функционируют порядка 20 крупных спортивных объектов: ледовый дворец «Алау», теннисный центр, стадион «Астана Арена», республиканский велотрек «Сары-Арка» и многие другие, которые открыты не только для спортсменов, но и для рядовых граждан.

Есть «заделы», необходимо дальше развивать эту сферу: проводить массовые забеги, различные турниры, произвести установку спортивного инвентаря в дворах домов, разработать механизмы доступности фитнес-центров.

Ведь здоровье жителей – непреложное условие устойчивого развития города.

Уважаемые астанчане!

Несколько слов о предстоящих знаковых мероприятиях.

В текущем году мы с вами отметим 20-летие Ассамблеи народа Казахстана и Конституции Республики Казахстан, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 550-летие Казахского ханства. Нас ждут также другие большие общественно-политические мероприятия и события.

На недавней встрече с руководством города Нурсултан Абишевич Назарбаев еще раз заострил на этом внимание и поручил все предстоящие в столице юбилейные мероприятия посвятить заглавной теме – сплоченности нашего народа, единству и согласию.

Наша главная цель – охватить этим настроем буквально всех жителей столицы, различные социальные группы и, тем самым, пробудить чувство сопричастности каждого астанчанина к судьбе своей страны, своего родного города.

Уважаемые участники встречи!

Перед тем, как перейти к ответам на ваши вопросы, скажу вот о чем.

Нами были тщательно проанализированы обращения и жалобы жителей города через официальные письма в канцелярию Акимата, на его официальный сайт в рубрики «Виртуальная приемная», «Народный контроль» и Службы «051», которые, надо сказать, стали действенным механизмом взаимосвязи Акимата и его подразделений с горожанами и гостями столицы.

Это прямой и ежедневный обмен с населением. Я, как Аким хочу еще раз отметить, что мы постоянно проверяем и следим за обращениями граждан, ни одну жалобу не оставляем без внимания.

Мы специально развесили ссылки на рубрики и телефоны в лифтах, остановочных пунктах. Таким образом, сегодня количество обращений увеличилось на 50 %.

В содержательном плане поднимаемые системные проблемы и отдельные, частные вопросы достаточно разные. Но если суммировать их, то получается, что в первой четверке самых животрепещущих оказались следующие вопросы:

- жилья и долевого строительства;

- благоустройства и санитарного состояния;

- дорожной инфраструктуры;

- электричества, тепла и водоснабжения.

Итак, что было сделано за прошедший период для решения этих вопросов?

Проведена неофициальная ревизия городского жилого фонда. Мы посмотрели, как живут люди, какие существуют проблемы, начиная от работы коммунальных служб и до наличия домофонов в подъездах.

Как выше говорилось, проведены рейды по регулярности движения городского общественного транспорта и качеству предоставляемых в нем услуг, объектам торговли, местам отдыха горожан, по состоянию рекламного пространства и многим другим вопросам.

В ходе этих проверок принимались конкретные меры, в том числе организационного и кадрового характера, по устранению выявленных недостатков.

Здесь надо обязательно сказать, что принципиальным моментом нового этапа нашей работы стало учреждение оценки эффективности работы всех городских органов и служб. Главным критерием такой оценки мы сделали количество обращений граждан на ту или иную предоставляемую услугу.

Я еженедельно контролирую эту работу, и мне известно, что зачастую подразделения Акимата и городские службы формально относятся к обращениям и заявлениям граждан, занимаются отпиской, нарушают исполнительскую дисциплину. Скажу вам: к ряду таких руководителей уже приняты жесткие меры.

В этих целях, для повышения информированности населения о проводимой работе структурными подразделениями столичного Акимата специально запущен проект на телеканале «Астана» –«Astana Live». С 12 февраля текущего года руководители городских государственных учреждений в «прямом эфире» отвечают на вопросы, волнующие наших граждан.

В завершение, хотел бы заверить вас, что буквально по всем вопросам, в том числе поступившим на сегодняшней встрече, будут приняты исчерпывающие меры для их последующего решения.

Құрметті астаналықтар!

Жоғарыда атап өткенімдей атқарылған іс аз емес. Бірақ алдағы жоспар одан да көп.

Стратегиялық және қысқа мерзімді жоспарлар қашан да басты назарда. Біздің жол – өткен мен бүгінді зерделеп, келешекке абыроймен қадам басу. Бүгін Сіздермен қаланың дамуы мен болашағына байланысты пайдалы мәселелерді бірге талқылаймыз деп сенемін.

Любое использование материалов допускается при наличии активной гиперссылки на официальный сайт города Нур-Султан http://astana.gov.kz

Здравствуйте, я Mr.iKomek - виртуальный оператор Единого контакт-центра iKomek акимата города Нур-Султан. Для получения сервиса пройдите первичную регистрацию или войдите в личный кабинет.
Введите свои данные.
Регистрация прошла успешно!
Для входа в личный кабинет введите свой логин и пароль.
Просим детально изложить суть обращения и при наличии прикрепить фото/видео материалы.
Статус по обработке Вашего обращения доступен в личном кабинете, также Вы можете воспользоваться функцией поиска обращения по регистрационному номеру.
Для получения информации о статусе проработке обращения введите регистрационный номер обращения.
Что-то пошло не так?! Попробуйте еще раз воспользоваться данным сервисом.
Теперь Вы можете отправить обращение в центр iKomek или посетить свой личный кабинет.
Воспользуйтесь дополнительными функциями сервиса центра iKomek, такими как «Поиск обращения», «Пройти опрос».
С дополнительной информацией по центру iKomek возможно ознакомиться в разделе «FAQ» / «Часто задаваемые вопросы».
Нур-Султан - город для комфортной жизни!
iKomek 109