4780

Какие памятники культуры входят в сакральную карту Астаны, часть 2

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства выделил пункт о национальном сознании в XXI веке. 

Президент отмечает, что на наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

По мнению Елбасы, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени в том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учета их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.

– Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены, – обращается Елбасы к казахстанцам. 

Также он отмечает, что это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. 

В целях сохранения и популяризации памятников истории и культуры столицы акиматом города разработана карта сакральных мест столицы. Все эти памятники являются ценным духовным наследием, созданным прошлыми поколениями и выдержавшим испытание временем. Сакральная карта содержит в себе уникальные историко-культурные объекты, которые являются прямым доказательством глубокой древности культуры столицы. Так, Астана является не только притяжением передовых технологий и новых идей, но и культурной столицей и кладезью исторических фактов. 

Предлагаем вниманию жителей и гостей столицы оставшиеся десять памятников истории культуры.

Жилой дом купца П. С. Силина, ул. Кенесары, 35. Жилой дом купца П. С. Силина – двухэтажное, четырехугольное в плане здание. Располагается в центре исторической части города. П. С. Силин – один из ярких представителей волны купечества города Акмолинска на рубеже XIX – начале ХХ веков. В 1918 г. здесь располагалась вторая рота Красной армии г.Акмолинска. В 90-х гг. ХХ века в здании находился медицинский центр Управления делами Президента, в 1997–98 годах – штаб комиссии по передислокации столицы.

Во время официального визита в Казахстан Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко 19 мая 2005 года в здании состоялось открытие Посольства Беларусь в Республике Казахстан.

Архитектурно-художественное решение выполнено в классическом стиле с элементами модерна. Тектоника архитектурного сооружения подчеркнута за счет акцентирования углов здания при помощи рустованных пилястр и мощного карниза.

Здание привлекает внимание своей строгой и сдержанной классикой.

Жилой дом доктора Ф. И. Благовещенского, ул. Ауэзова, 20а. Жилой дом доктора Ф. И. Благовещенского расположен в старой части города. В советский период здание занимала Центральная областная бухгалтерская школа. Сегодня в доме размещается администрация музея С. Сейфуллина.

В истории города памятник связан с именем доктора Ф. И. Благовещенского (1881-1938 гг.), который работал ординатором, врачом, заведующим городской больницей. Кроме того, с 1910 по1926 г. он нес обязанности судебно-медицинского эксперта в Акмолинске. В 1923-1924 гг. работал врачом Акмолинского детского изолятора. С 1929 по 1930 г.– в должности заведующего Aкмолинским тубдиспансером и старшего консультанта окружной больницы.

Дом является памятником деревянного зодчества и отражает стиль эклектики, характерный для архитектуры конца XIX начала ХХ вв. Это деревянный сруб, обшитый тесом и устроенный на подклети, с коридорной планировочной структурой.

Купеческий дом, 1846 г. Одноэтажный деревянный дом располагается недалеко от старого центра города – на пересечении ул. Сейфуллина и Ауэзова.

В 1846 г. одним из представителей купеческого сословия г. Акмолинска был построен одноэтажный дом с подвалом под контору для ведения учета приобретенных товаров. В ХХ в. в нем размещался детский сад «Зорька». 20 февраля 1988 г., спустя тридцать лет после посмертной реабилитации Сакена Сейфуллина, распоряжением Совета Министров Казахской ССР в здании открылся музей Сакена Сейфуллина. Это хранилище памятников истории материальной и духовной культуры

Дом сложен из бревен с высокой вальмовой крышей с чердаком. Украшенные резьбой наличники, обрамляющие окна, придают зданию декоративный вид.

Здание городской управы (административное здание Русского драматического театра им. М. Горького), конец ХІХ в., ул. Желтоксан, 13. Было построено в конце ХІХ в. и относится к стилю эклектики, характерному для того времени. Представляет собой одноэтажный дом с подвалом. Отделка фасадов выполнена в технике узорчатой кладки с использованием тесанного красного кирпича. Построен для государственной управы, ставшей первым административным зданием города. Управа играла важную политическую, общественную и хозяйственную роль в жизни Акмолинска.

С приходом войны в здании разместился штаб 59-й стрелковой дивизии. А затем самые различные учреждения размещались в его стенах, в том числе и областная библиотека.

В 2003 г. произведена реконструкция. Первоначальный облик в целом сохранен. Здание представляет историческую и архитектурную ценность.

Гимназия, конец XIX в., ул. Желтоксан, 13 (Академический русский театр драмы им. М. Горького). Первоначально в конце XIX в. здание строилось под гимназию. Это была двухэтажная постройка из красного кирпича с интересной и своеобразной архитектурой. В 1899 г. городская Управа Акмолинска и купец-меценат С.А. Кубрин выделили 100 рублей для покупки здания под театр. В 1899 году была создана первая постоянная труппа. В 1913 г. здесь начинает работать татарская труппа Г. Аубакирова, которая в честь 300-летия царствования Романовых поставила спектакль «Жизнь за царя. Ивaн Сусанин». В1918 году на этой сцене С. Сейфуллин силами казахской молодежи поставил спектакль «Бакыт жолында» и другие постановки. Из-за войны в 1942 году театр был распущен.

В мае этого же года в Акмолу на поезде прибыл русский театр драмы Ворошилова. Местная труппа вошла в его состав. 3атем к ним присоединились актеры из числа женщин-пленниц АЛЖИРа. На базе этой труппы в 1943 году был создан Областной музыкально-драматический театр, состоявший из казахского и русского отделений. 10 сентября 1955 года Минкульт КазССР издал приказ об открытии Акмолинского областного драматического театра. В 1959 году театру присвоено имя Максима Горького.

Трехэтажное кирпичное здание театра является образцом архитектуры классического стиля конца XIX – начала ХХ веков. В советские годы (60-е гг. ХХ в.) был надстроен третий этаж, сооружена сценическая коробка с колосниковым хозяйством на кровле левого крыла, сделана пристройка к дворовому фасаду. При этом архитектурные элементы ранних фасадов были по возможности сохранены.

Здание торгового дома купца М. К. Кубрина, 1905-1907 гг., ул. К. Кенесары, 37. Здание торгового дома купца Кубрина Матвея Константиновича строилось как торговый дом товарищества «Матвей Кубрин с сыновьями и КО» и практически всегда использовалось по своему первоначальному предназначению. После революции в нем в разные годы находились Центральная городская библиотека, Центропечать, уездный экономический отдел. В 1944 году во время пожара выгорели все деревянные конструкции, и магазин не эксплуатировался почти десять лет. В 1950 г. исполком принял новое решение – восстановить сгоревший универмаг. Почти полвека в этом здании располагались кулинария и продовольственный магазин «Радуга». Сегодня здесь расположен торговый центр «Астана».

Apхитектурный стиль одноэтажного здания 1905–1907 гг. относится к стилю «модерн». Крылья фасадов размещены вдоль улиц Кенесары и Букейхана. По общему архитектурному стилю и архитектурным деталям можно определить петербургскую архитектурную школу.

Концертный зал «Астана» (до 1999 г. – Дворец целинников, до 2016 г.–Конгресс-холл), ул. Кенесары, 32.

Концертный зал «Астана» располагается в центре старой части города, композиционно замыкает ансамбль старой площади. Строительство здания было начато 15 октября 1961 г., завершено в 1963 г. Появление памятника связано с освоением целинных земель в Казахстане. В феврале Совет министров СССР принял решение о строительстве в Целинограде, как в центре целины, Дворца целинников. Дворец был построен по проекту латвийских архитекторов П. Ю.Фогедса, О. Н. Краукшса, Д. К. Даннеберга. Он был рассчитан на 2 355 мест и по масштабам и системе оборудования на тот момент считался вторым в СССР после Кремлевского Дворца съездов.

В конце 90-х годов здание подверглось капитальной реконструкции и модернизации.

Мемориально-музейный комплекс памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР», 2007 г., Целиноградский район, село Акмол. Весной 2007 года, в День памяти жертв политических репрессий, был открыт Мемориально-музейный комплекс «АЛЖИР». Акмолинское спецотделение Карлага НКВД было образовано на базе 26-го поселка трудпоселений на основании приказа НКВД СССР и приказа по Управлению Карлага НКВД от 16 декабря 1937 г. Это был крупнейший советский женский лагерь.

Необычная архитектурная задумка, состоящая из купола и вуали – сочетания белого и черного, символизирует собой противостояние злой и светлой силы. Ко входу в комплекс ведет длинная аллея полувековых тополей и яблонь, выращенных руками незаконно осужденных, завершающаяся высокой Аркой скорби. Далее в небольшом сквере можно увидеть две скульптурные композиции под названием «Борьба и надежда» и «Отчаяние и бессилие». Здание музея выполнено в форме усеченного конуса. Музей начинается с тоннеля длиной в 12 м, шириной 2,5 м. Стеновые композиции отражают сложные периоды развития жизни казахского народа в 1928–1937 гг. Окружает его стена, на которой записаны 7620 имен тех, кто оказался в кандалах судьбы.

Монументальное сооружение «Астана-Байтерек», 2002 г., левый берег р. Есиль, центральная часть бульвара Нуржол. Монументальное сооружение «Астана-Байтерек» расположено на главной оси резиденции Президента перед новой площадью Правительства. Монумент был построен по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Высота монумента – 97 м, что символизирует собой год провозглашения Астаны новой столицей государства и, соответственно, новую точку отсчета в истории страны.

Внутренняя архитектура, разделенная на три зоны, олицетворяет три основы мироздания. Металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн стоит на пятистах сваях. Впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом в 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, установлен на рекордную высоту.

Над проектом работали архитекторы: А. Рустембеков, В. Исламов, С. Базарбаев, Ж. Айтболаев, А. Оспанов (интерьеры), конструкторы: М. Вайнштейн и В.Черепанов. В разработке проекта монумента реализованы идеи Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

«Байтерек» выражает космогонические представления древних кочевников об устройстве мира. 

Эльмира Мустафаева

Любое использование материалов допускается при наличии активной гиперссылки на официальный сайт города Нур-Султан http://astana.gov.kz

Здравствуйте, я Mr.iKomek - виртуальный оператор Единого контакт-центра iKomek акимата города Нур-Султан. Для получения сервиса пройдите первичную регистрацию или войдите в личный кабинет.
Введите свои данные.
Регистрация прошла успешно!
Для входа в личный кабинет введите свой логин и пароль.
Просим детально изложить суть обращения и при наличии прикрепить фото/видео материалы.
Статус по обработке Вашего обращения доступен в личном кабинете, также Вы можете воспользоваться функцией поиска обращения по регистрационному номеру.
Для получения информации о статусе проработке обращения введите регистрационный номер обращения.
Что-то пошло не так?! Попробуйте еще раз воспользоваться данным сервисом.
Теперь Вы можете отправить обращение в центр iKomek или посетить свой личный кабинет.
Воспользуйтесь дополнительными функциями сервиса центра iKomek, такими как «Поиск обращения», «Пройти опрос».
С дополнительной информацией по центру iKomek возможно ознакомиться в разделе «FAQ» / «Часто задаваемые вопросы».
Нур-Султан - город для комфортной жизни!
iKomek 109